МАТОЧНОЕ МОЛОЧКО

Пчеловодство, маточное молочко, сбор маточного молочка, пчелы
 

 


















   
   

        Технология получения маточного молочка состоит из таких операций:
     - подготовка искусственных мисочек из воска и прививка личинок для выращивания в них маток;
     - подготовка и использование семей-воспитательниц;
     - регулярный отбор рамок с маточниками и постановка новых привитых личинок в семьи-воспитательницы;
     - сбор маточного молочка в специальную посуду и подготовка его к хранению.
 
         Личинки для выращивания маток прививают в искусственные мисочки, прикрепленные к планкам прививочных рамок, представляющих собой обычную гнездовую рамку, в середине которой закреплены 4-5 горизонтальных планок (ширина 25мм). Их число и расположение относительно друг друга зависят от применяемого типа рамки. Расстояние между соседними рейками – 50-70 мм (для обеспечения нормальной отстройки маточников). Прививочные планки для удобства переноса личинок и отбора молочка скрепляют с боковыми рейками рамок так, чтобы их можно было вращать или снимать. Используют специальные прививочные рамки, изготовленные из узких планок (ширина 10мм). Такая ширина вполне достаточна для закрепления мисочек и не мешает пчелам при уходе за маточными личинками. Специальные прививочные рамки имеют съемные планки. На каждую семью-воспитательницу нужно 2-3 прививочные рамки.
 
         При изготовлении мисочек используют светлый воск из только что отстроенных сотов, вытопленных с помощью солнечной воскотопки. Для приготовления мисочек применяют шаблоны (диаметр 9мм) из мелкослоистой древесины (например, липы), которые с одной стороны закругляют и шлифуют. Шаблоны погружают сначала в холодную воду, а затем несколько раз в растопленный воск на глубину 7-8 мм, постепенно уменьшая глубину последующего погружения на 1-2 мм. В результате на отшлифованной стороне шаблона наслаивается восковая мисочка, которую снимают вручную. Для ускорения работы шаблоны плотно вставляют в деревянный брусок так, чтобы их отшлифованные стороны были на одном уровне. За один раз с такого блока получают 4-6 мисочек.
 

 


         Приготовленные искусственные мисочки прикрепляют воском к планкам прививочной рамки (по 20-25 шт. на каждую). Для высокопроизводительных семей в одной рамке можно установить до 100 мисочек.
 Для увеличения производительности семей большое значение имеет техника прививки личинок в подготовленные мисочки. Личинка покрыта тонкой влажной кожицей, при подсыхании которой она может погибнуть. Поэтому переносить личинки из сотов в мисочки нужно в помещении при температуре 25-30 °С и относительной влажности 90-95%. Для переноса личинок используют специальный шпатель, изготовленный из куска алюминиевой проволоки (диаметр около 3 мм) или мелкослоистой древесины (длина 15-20 см). С одной стороны проволоку расплющивают в виде лопаточки, края которой тщательно шлифуют.
 
         При выборе личинок для переноса в мисочку нужно обращать внимание на их цвет, меняющийся в связи с линькой. Пчелы охотнее принимают светлых и блестящих личинок, уже прошедших первую линьку, которая обычно наступает через 10-12 ч после выхода из яйца.
 
         Рамку с молодыми личинками кладут на хорошо освещенный стол. Лопаточку шпателя опускают со стороны спинки личинки в жидкое молочко, находящееся под личинкой. Ее стараются держать ближе к донышку ячейки, чтобы сразу подхватить личинку и извлечь ее из ячейки (при этом нельзя к ней прикасаться). Личинку кладут в центр донышка мисочки и аккуратно вытягивают шпатель в противоположном направлении. Для первых личинок рекомендуется увлажнить донышко мисочки каплей маточного молочка. Как только личинки будут перенесены в мисочки одной планки, их поворачивают вверх дном и заворачивают в увлажненную ткань. По мере подготовки рамки раздают семьям-воспитательницам. Чтобы защитить рамки с личинками от ветра и солнца при доставке в гнездо, их помещают в переносные ящики. Рамки со свежими мисочками целесообразно дать семьям для освоения в течение 12-24 ч. При повторной прививке личинок лишь те мисочки, которые случайно разрушились либо были повреждены пчелами, требуют восстановления.
 
         Для получения маточного молочка выделяют сильные семьи-воспитательницы, содержащие не менее десяти улочек (2,5кг) пчел, шесть сотов разновозрастного расплода, 10кг углеводного корма и два сота перги. Чем сильнее семья, тем больше от нее можно получить молочка. Семья-воспитательница должна содержать расплод и пчел всех возрастов, сохраняя их естественное соотношение.
 
         Применяют два способа подготовки семей-воспитательниц к сбору молочка. Первый — с полным осиротением, когда матку отбирают в сформированный отводок, или с условным делением семьи на две части, одна из которых хотя и остается без матки, однако пчелы могут "общаться" через решетку в перегородке улья. Второй - с неполным осиротением, когда в нижней части перегородки оставляют два ряда отверстий разделительной решетки. Улей-лежак делится ею напротив летка так, чтобы большая его часть осталась для семьи-воспитательницы. В меньший отдел переносят матку и ставят три пустых сота для откладывания яиц и один с кормом (возле перегородки). С другой стороны создают буферную зону из нескольких кормовых рамок, помещая за ней рамки с расплодом, между которыми и будут установлены прививочные рамки.
 
         Перед установкой прививочной рамки, чтобы пчелы плотно прикрывали все оставленные в гнезде соты, гнездо семьи-воспитательницы необходимо сократить. В таком сокращенном гнезде пчелы быстрее принимают личинок.
 
         Поскольку пчелы обладают контактной, звуковой и обонятельной информацией о присутствии в гнезде матки, уже через 50-60 мин. после отбора из семьи все пчелы обнаруживают ее отсутствие.
 
         Выделяют три стадии реагирования семьи на отбор матки. Первая - поиск матки, пчелы ищут ее внутри гнезда, а также у летка (4-6 ч). Не обнаружив матку, семья переходит во вторую стадию - закладка маточников (4-5 сут.). После закладки маточников (свищевых) наступает третья стадия - относительный покой, при котором состояние возбуждения в семье прекращается. Прививочную рамку с личинками лучше всего помещать в семью-воспитательницу на второй день после отбора плодной матки (на второй стадии). Если рамку с личинками поместить очень рано, например, через 1-2 ч, пчелы заложат мало маточников; если поздно семья уже заложит основную часть маточников со своими личинками и примет мало личинок на прививочной рамке.
 
         Прививочную рамку лучше всего устанавливать в такое место гнезда, где она с одной стороны имела бы соты с печатным, а с другой — с открытым расплодом. Пчелы семьи-воспитательницы быстрее и больше принимают личинок в первой половине дня (когда пчелы более активны). Поэтому отбирать старых маток от семьи-воспитательницы нужно во второй половине предыдущего дня. В сумрачные, дождливые дни и при отсутствии медосбора пчелы принимают меньше личинок, чем в теплые и солнечные.
 
         После отбора старой матки определяют место установки прививочной рамки. Между рамками оставляют свободное пространство (колодезь), куда позже, не беспокоя семью, по возможности не применяя дыма, вставляют рамку с личинками.
 
         Наибольший запас молочка образуется вокруг личинок четырехдневного возраста. Перед запечатыванием маточников его уже меньше, так как личинки становятся крупными и потребляют много корма. Поэтому по технологии сбора молочка предусматривается изъятие маточников через трое суток.
 
         При неполном осиротении после постановки прививочных рамок гнездо семьи-воспитательницы на протяжении двух дней не открывают и закладывают корм в верхние кормушки. Периодически (на третий или шестой день) матке подставляют пустые соты для засева, перенося рамку с молодым расплодом в отделение без матки. Вследствие ежедневной подкормки в ее гнезде будет создаваться запас меда, который нужно периодически забирать в запечатанном виде и использовать затем при формировании запасов на зиму. При такой технологии в летнюю пору семьи могут давать молочко продолжительное время, поскольку перестановка рамок обеспечивает возобновление состава кормилиц и нормальное функционирование отделенной матки. На протяжении двух месяцев от одной семьи собирают до 400г ценной продукции. В условиях продолжительного теплого лета этот способ эффективен при сборе молочка для товарных целей. При полном осиротении семью-воспитательницу целесообразно использовать на протяжении трех недель. При этом матку от семьи отбирают в отводок, а гнездо сокращают соответственно количеству пчел. Регулярно через три дня отбирают молочко и повторно прививают личинки. Через каждые шесть дней семью-воспитательницу усиливают закрытым расплодом из резервных семей.
 
         Технология сбора молочка от семей, которых содержат в многокорпусных ульях, почти такая же, за исключением подготовки гнезда. Его делят на две части горизонтальной перегородкой между двумя корпусами. Матку все время удерживают в нижнем корпусе, где размещают 1-2 сота с медом и пергой, два пустых для засева и один с открытым расплодом. Во время взятка свободное пространство заполняют пустыми сотами. Над перегородкой в средней части верхнего корпуса оставляют место для рамки с мисочками, а с обеих сторон ставят по одному соту с открытым расплодом, дальше по 1-2 сота с закрытым расплодом и возле стенок - медоперговые соты. В каждом корпусе открывают леток, желательно, в противоположных направлениях. Через каждых 12-15 дней в процессе добывания молочка корпуса меняют местами, но матку всегда оставляют в нижнем.
 
         Продолжительное использование семей-воспитательниц без пополнения их молодыми пчелами нецелесообразно. По данным исследований, проведенных в Национальном аграрном университете, их производительность снижается уже через 25 дней. Доказано, что сбор молочка сокращается не только из-за уменьшения количества принятых на воспитание личинок, но также из-за недостаточного наполнения маточников. Так, в конце исследовательского периода, через 7- 8 недель, пчелы откладывали в маточники мало корма - выход молочка составлял 110-120 мг на один маточник. В то время как в первые 20 дней выход молочка был 200-250 мг на один маточник.
 
         Уменьшение производительности семей-воспитательниц обусловлено нарушением соотношения разных возрастных групп пчел, которые обеспечивают поддержание жизненных процессов семьи в нормальном состоянии. Правда, с течением времени это соотношение восстанавливается, однако пчелам приходится выполнять для этого дополнительные функции, которые перегружают их. Без летных пчел в семьях на некоторое время уменьшается или вовсе прекращается поступление свежего корма — нектара и пыльцы, являющихся важным условием выделения молочка. Именно поэтому в безматочные семьи-воспитательницы периодически ставят рамки с закрытым расплодом, он-то и выравнивает соотношение между возрастными группами пчел.
 
         Через 72 ч. после раздачи личинок рамки с маточниками вынимают из гнезда и переносят в лабораторию для сбора молочка. К этому времени у принятых личинок пчелы удлиняют стенки мисочек, превращая их в открытые маточники. С прививочных рамок всех пчел сметают щеточкой или удаляют их легким встряхиванием рамки. Через 3-4 ч. на место вынутых из гнезда прививочных рамок устанавливают новые, с молодыми личинками. При отсутствии медосбора семьи подкармливают сахарным сиропом.
 


     Смотрите также:

 

        Хранение меда

        Виды меда

        Антибактериальные свойства меда

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru